"В олимпиадах лишних знаний нет"

Накануне первого сентября Мария Мальцева попрощается с близкими в родном Первоуральске и отправится учиться в Москву. Ее ждут в МГИМО. В этом престижном вузе у Марии есть два знакомых: это преподаватель, писатель и телеведущий Юрий Павлович Вяземский и студент второго курса Кирилл Епишенков. Их троих объединяет всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада “Умницы и умники”. Более тридцати лет она выходит на Первом канале. Вяземский - ее автор и бессменный ведущий. А Мария и Кирилл - победители соответственно нынешнего и прошлого сезонов. Они смогли попасть в финальный тур благодаря Фонду “Золотое сечение”, который проводит специальный отбор на эту уникальную олимпиаду среди школьников Свердловской области. Мы подробно расспросили Марию о том, как через экран телеолимпиады попасть в мировую студенческую элиту.


Детали имеют значение


Своим учителям я очень благодарна, многие из них стали для меня самыми настоящими наставниками жизни
— Ты из первоуральска, училась в 21 лицее. По данным федерального портала школ россии, твоя школа занимает первое место в городе по результатам ЕГЭ в 2021 году.
Как ты сама считаешь, способствовало ли твоей победе обучение именно в этом месте и каким образом?

— Что касается именно “умниц и умников”, я не могу сказать, что школа в значительной степени способствовала моей победе. И это не вина школы. Это “Умницы-умники” достаточно закрытая Олимпиада, информации о которой в интернете не так уж и много, несмотря на то, что все выпуски можно найти. И для того, чтобы действительно получить советы, поддержку, рекомендацию от знающих людей, нужно обращаться к тем, кто участвовал в этой Олимпиаде. Тем не менее, стоит сказать, что именно благодаря той атмосфере, которая царила в моей школе, я начала карьеру олимпиадника. У нас всегда приветствовалась инициатива, всегда поощрялись ребята, которые проявляли себя на Олимпиадах. И у нас много педагогов, которые поддерживают учеников в самых разных начинаниях. Для меня таким педагогом стала Торопова Анастасия Александровна. С ней вместе я покоряла разные олимпиадные вершины.


— Какой процент (примерно) информации, которую ты собрала при подготовке, и которая позволила тебе победить, ты взяла из школьной программы, а какой процент сверх этого?

— Пожалуй, около 1-2% информации, которую мы обсуждали на «Умницах и умниках», можно найти в школьной программе. “Умницы и умники” — это олимпиада, в которой ценится твоё умение вникнуть в нюансы, разобраться в них, тогда как в школьной программе обычно достаточно обобщенно разбираться в той или иной теме, поэтому приходилось заново изучать те темы, которые мы некогда проходили в школе. Зачастую люди считают, что те нюансы, которые обсуждаются на передаче «Умница и умники» не важны. Зачем нужны подробности и знание дат и участников событий? Но я склонна с ними не согласиться. Я прошла этот путь сама и знаю, что детальное изучение вопросов, тем, эпох, биографий личностей помогает сформировать своё мнение, видеть главное в изучаемом вопросе, видеть не только мнение автора в учебнике, но самостоятельно анализировать ситуации.

— Ты участвовала в так называемых классических олимпиадах, например ВСоШ или нет? Если да, то как тебе полученный опыт?

— Да, я участвовала как и во ВсОШ, так и в перечневых олимпиадах. Полученный опыт на самом деле незабываемый. Не зря эти состязания называют олимпиадами. Это действительно самое настоящее соревнование, потому что есть соперники, есть интерес и мандраж перед стартом. И для того, чтобы одержать победу, тебе нужно проявить свою волю. Без доли сомнения могу сказать, что школьные олимпиады воспитали мой характер и помогли понять, что знания в современном мире правда ценятся. Олимпиадников сейчас активно поддерживают и всячески пытаются поощрять. ВсОШ — самая масштабная олимпиада страны, именно она гордо носит звание всероссийской. Если ты хочешь показать свой максимум, то тебе явно нужно попытать удачу и проявить себя в ней.

— Что нужно делать школьнику, который учится в среднестатистической или даже плохой школе, но хочет стать успешным, выиграть олимпиады и поступить в престижный вуз.
Дай три совета.

— Прежде всего, я бы посоветовала найти себе окружение, которое бы придерживалось тех же ценностей, которое бы стремилось к тому же самому, что и ты. Иногда бывает сложно это сделать, потому что кажется, что все вокруг меня не понимают, не разделяют мои интересы, но всегда есть возможность познакомиться с кем-нибудь онлайн, и многие олимпиадники так и поступают. Я в своё время часто переписывалась с ребятами из других регионов. Мы вместе мечтали, что когда-нибудь возьмём одну из Олимпиад и поступим в МГИМО. Как вы понимаете, сейчас я с этими людьми буду вместе учиться. Советовала бы не ограничивать себя. Многие олимпиадники, которые начинают свою олимпиадную карьеру в каких-нибудь сёлах и небольших школах часто слышат от педагогов и от своих одноклассников, что они не смогут поступить московские и питерские вузы, мне бы очень хотелось сказать таким ребятам, что все в их руках. Сейчас есть гигантское количество возможностей поступить именно туда, где ты хочешь учиться и олимпиады могут в этом помочь. Верьте в себя, каким бы простым не казался этот совет, и помните что мечты сбываются, у них есть вот такое вот замечательное свойство. Ну и конечно же я бы посоветовала быть любопытными. Многие считают, что любопытство — это достаточно нехорошее качество и в какой-то степени это так, но когда дело касается олимпиад, очень важно уметь разбираться в нюансах, важно вникать во все вопросы и быть иногда даже дотошным до мелочей, ведь, как правило, именно они играют решающую роль, если дело касается Олимпиад. Поэтому если вам что-то действительно интересно, изучайте и не думайте, что вам что-то не понадобится и не пригодится. Это Олимпиады, пригодиться здесь может абсолютно всё.

Путь Кирилла к победе не был простым. В девятом классе юноша практически не интересовался олимпиадами, отдавая приоритет самостоятельной работе, книгам «не по программе» и другим увлечениям. Он признается, что не ожидал столь внушительного успеха. Теперь Кирилл абсолютно уверен, что добиться высоких результатов без многолетней самоподготовки и системной работы над развитием кругозора было попросту невозможно.
Этот уникальный опыт стал для меня мотивацией изменить подход к получению знаний и начать работать более целеустремленно.

К учителю — без страха

Олимпиадное движение школьников во многом держится на энтузиазме конкретных учителей. Как выстраивать отношения с учителями, чтобы возникали доверие и поддержка?

Вокруг меня были учителя, которые знали, зачем ребята пишут олимпиады и понимали, какое преимущество это даст при поступлении в вуз. Более того, они сами были заинтересованы в расширении рамок школьной программы. Мне повезло. И со многими учителями у меня были очень тёплые отношения. Они знали, когда я пишу ВсОШ и вместе со мной переживали и радовались победам. А доверие возникает тогда, когда ученик не стесняется заявить о своем интересе, не боится задавать дополнительные вопросы. Некоторые ребята почему-то считают, что это, наоборот, затруднит учителя. Совсем нет. Это будет большой радостью – узнать, что вы слушали урок, вам по-настоящему интересен предмет.

Первоуральск время от времени присутствует в криминальных сводках. Например, в 2024 году трое восьмиклассников растлили 11-ти летнюю девочку. Ты сталкивалась с подростковой преступностью, буллингом, травлей?

Разные инциденты происходят во всех городах мира, будь то Париж, Москва или небольшой Первоуральск. Везде есть люди, которые не хотят вести себя в соответствии с нормами морали и права. За всё время, что я жила и училась в своём городе, ни разу не сталкивалась ни с травлей, ни с буллингом. Возможно, мне повезло. Город меня вдохновлял. Он тихий, уютный, современный. У нас много пространств, которые совсем недавно благоустроили. Я всем советую когда-нибудь побывать в Первоуральске - в нём есть свой шарм.


Один шаг до мечты
Мария Мальцева покоряет столицу
Представь, что ты стала мэром Первоуральска. Что бы ты сделала на уровне образования для обычных школ, чтобы дети стали умнее и, самое главное, добрее друг другу?

Грустно, но умными, к сожалению, все никогда не будут. А вот доброту можно воспитать. Для этого нужно как-то научиться работать с детьми, которые имеют особенности поведения. В моей школе, к сожалению, их не могли учить дальше, потому что учителя специализируются на том, чтобы развивать таланты, а не помогать догоняющим. В других школах я бы ввела какие-нибудь занятия, тренинги на сплочение коллектива, потому что если есть дружный коллектив, то дети вольются в него и будут поддерживать правильную атмосферу. Надо, чтобы все друг друга приняли. Если бы я могла влиять на образовательную среду, то, наверное, организовала бы какую-нибудь гуманитарную школу, потому что сама училась в лицее физмат профиля. А вот гуманитарных школ у нас в городе нет, потому что градообразующими предприятиями являются металлургические заводы. То есть дети сначала изучают физику и математику, потом учатся на металлургов. В моей школе было очень много ребят, которые интересуются гуманитарными предметами, но не знают, где они могут найти еще больше знаний. Я бы хотела разработать программу, которая решит эту проблему.
Как проходило твоё детство? Чем ты увлекалась?

Детство было самым обычным, кроме того, что папа часто ездил в командировки и много всего знал. Мы вместе смотрели соревнования по плаванию, биатлону, хоккею, он рассказывал про флаги и страны. Еще мы с родителями часто путешествовали. Когда в лагерях происходили какие-то конкурсы и остальные ребята предпочитали петь и танцевать, я рассказывала про страны, флаги, столицы. Сейчас понимаю, что это стало точкой старта моей любви к международным отношениям.

Ты - автор сценария своей жизни

Вернемся к “Умницам и умникам”. Тебе оплачивали дорогу до студии “Останкино”?

Да. Есть замечательный фонд «Эмпатия» Михаила Шелкова и он спонсирует участие уральских “умников” в играх на федеральном канале: дарит хорошие гранты тем, кто выигрывает на региональном отборе, а после этого оплачивает перелет, проживание и выделяет средства на расходы в Москве.


Ты впервые оказалась в Москве?

До этого была, но только проездом. А так, чтобы успеть почувствовать атмосферу города, понять его — да, это впервые.


Появились любимые места в столице?

Точно гостиница “Звёздная”, где живут все “умники”. Это район ВДНХ. После завершения этапов мы собирались там с участниками программы за разные годы. Было что-то вроде вечеринки. Обсуждали какие-то интересные моменты, ребята рассказывали про свою учебу в университете. В этом было много искренности и никакого занудства, которого все обычно ждут от “умников”.


После триумфа.
Что ты ощутила, когда первый раз побывала в Останкино?

Почувствовала, что прикасаюсь к чему-то великому, потому что часто смотрела телевизор, знала фамилии людей, которые внесли значимый вклад в развитие российского телевидения. Я представляла, как выглядит Останкино. Гуляя по коридорам телецентра, вспоминала эти кадры: как талантливые люди здесь ходили, как они тут что-то делали, чем-то вдохновлялись. И думала о том, как же мне повезло тоже здесь оказаться. Место очень сильное.

Тебе легко даётся общение с новым людьми?

Да, я достаточно коммуникабельный человек. Мне нравится заводить новые знакомства и потом поддерживать контакт с людьми. “Умники” – замечательные ребята, они все вдохновлены тем, что делают, хотят узнавать и пробовать что-то ново. Мы с ними общаемся каждый день, даже спланировали на время учебы несколько прогулок по Москве. Мне кажется, это очень важно – заводить знакомства там, где ты участвуешь. Потому что как бы просто это ни звучало, но люди – это действительно самое важное из того, что мы находим. Эмоции забудутся, момент уйдёт, а люди останутся с тобой на долгое время, если ты сможешь поддерживать с ними контакт.

О копилке и хотелках

В “Областной газете” ты сообщила, что дала в игре неточный ответ, но не пояснила о чем речь. А нам интересно…

В четвертьфинале была игры по Марку Твену и О’Генри. У Твена есть произведение «Приключение Гекльберри Финна». Вопрос касался момента, когда король и герцог читают свои роли по некоему тексту, и звучал так: “что это за текст и кто его автор?”. Я четко помню, что там было три произведения, но я назвала одно из них. И думала, что мне дадут продолжить, была готова назвать все три произведения. Но, к сожалению, ведущий посчитал ответ законченным и просто пошел к другой участнице, которая всего лишь сказала, что это смесь из разных произведений, и ей дали орден. Мне стало обидно, я попыталась этот момент оспорить. Актер Александр Олешко был на игре и потом в коридоре пытался поддержать, сказал, что ничего страшного, всё ещё будет. Он больше всех запомнился. Замечательный человек.


Актер Александр Олешко
После финала ты стала популярной — давала интервью, получала премии. Как на тебя это повлияло?

Интервью главным образом показали мне, что не нужно бояться говорить. Премия научила распоряжаться финансами. До этого я относилась к деньгам по-детски, как любой ребенок спешила потратить их на какую-то “хотелку”. А сейчас у меня другой подход, взрослее.





Какие планы после обучения в университете или пока рано говорить?

Мне бы хотелось найти в университете свою сферу. Я пока что предполагаю, что это международная финансовая экономика. И потом хочу продолжить развиваться в ней. Хочется много путешествовать, читать как можно больше книг, узнавать как можно больше людей. Я надеюсь, что смогу съездить на стажировку во время обучения и найду хорошую возможность развиваться после МГИМО. Будущее в какой-то степени туманно, но я надеюсь, что мои желания, которые пока что остаются только на листочке, удастся реализовать. Знаете, пока ты школьник, у тебя в целом всё прописано, тебе всё ясно. Ты вроде бы участвуешь в олимпиадах, учишься хорошо и тебя за это любят. А потом, когда выбиваешься во взрослые, с этим становится сложнее, потому что сценарий своей жизни ты полностью пишешь сам. И до конца точно не знаешь, куда заведет тропинка, по которой пошел.



Какое направление и язык ты выбрала? Говорят, это едва ли не самое важное в начале обучения в МГИМО.

Да, выбрать язык важно, но тут есть нюанс. На факультете международных отношений есть три направления: просто международные отношения, регионоведение и большие данные. Я решила выбрать самый классический вариант. У меня международные отношения – международные отношения. Сокращается забавно – МОМО. Насчёт языка… У нас на факультете он выбирает тебя. Ты можешь в пожеланиях указать, например, испанский и французский, как это сделала я, а тебе достанется турецкий или, скажем, португальский. Одним словом, есть сложности. Но я точно знаю, что мне бы хотелось учить испанский язык, потому что верю в потенциал Латинской Америки. Французский тоже хотелось бы учить. И экзотические языки мне нравятся, например, тайский или вьетнамский. Но, к сожалению, в этом году на них нет набора.

Мария, каков шанс, что с дипломом МГИМО ты вернешься в Первоуральск?

Он очень мал, но не равен нулю, потому что в Первоуральске много предприятий, их интересы на внешнем рынке тоже должен кто-то представлять. 
Может, мне сделают предложение, от которого я не смогу отказаться.


Город Первоуральск
Автор: Матвей Невьянцев , Маргарита Чиркоува
© 2025 Олимпиадные. Школьные. Твои
Проект создан обучающимися
Фонда поддержки талантливых детей и молодёжи «Золотое сечение»
Made on
Tilda