Герои не носят плащи. Они поступают в "вышку" на бюджет
...Екатеринбург. Губернаторский лицей. Торжественная церемония закрытия заключительного этапа ВсОШ по обществознанию. За дипломом призера на сцену выскакивает парень, гордо неся флаг Верхней Пышмы. Но ведь мы слышали своими ушами: «Кирилл Метелёв. Сборная Москвы»… Ошибка диктора? Паренек перепутал флаги? Или просто перегрелся от напряжения?
«Это поступок, достойный уважения», - так обозреватель «Российской газеты» Мария Агранович расценила выход Кирилла, когда узнала, что он предпочел флаг родной с детства Верхней Пышмы (город-спутник Екатеринбурга), а не столицы, куда его пригасили учиться и жить как успешного олимпиадника. Мы разыскали Кирилла как раз-таки в Верхней Пышме, куда он приехал на каникулы.
— Кирилл, ВсОШ стала твоей путеводной звездой. Откуда ты узнал об олимпиадах, как и когда увлекся ими?
— Девять лет я проучился в обычной средней школе в Верхней Пышме. А в десятый класс перешел в спецшколу (СУНЦ ) УрФУ, где познакомился с олимпиадниками и узнал от них много нового. В том же году начал заниматься олимпиадами, сходу став призером «Высшей пробы» по политологии и обществознанию.

— То есть, в Верхней Пышме тебя в олимпиадную тему не посвящали?
— Как и везде, нас гурьбой отправляли писать школьный и муниципальный этапы ВсОШ, но не более того. К слову, на «регион» по обществознанию я вышел ещё в девятом классе, но так как в деталях этого дела не разбирался, а школа не интересовалась, то я элементарно не знал, что мне куда-то нужно ехать и что-то писать. Про перечневые олимпиады никто с учащимися информацией никогда не делился.

— У тебя явно есть методика подготовки к олимпиадам. Расскажи о ней.
— Начинал с простого чтения основных олимпиадных учебников по предмету, попутно делая конспекты. Да, я ботал медленнее, чем мог, но конспекты оказали мне хорошую услугу в дальнейшем. Главное в олимпиадной подготовке — интерес к предмету. Без него сложно сидеть по 6-8 часов, почти ежедневно читать учебники и слушать лекции. Я слушал курсы по философии так, как другие смотрят детектив или боевики. Я не работал, а отдыхал, потому что это было по-настоящему увлекательно. Наработав фундамент, очень важно самому хотеть учиться дальше.

— Какие учебники помогли больше всего?
— Я читал довольно известные в кругах олимпиадного обществознания учебники: по политологии Мельвиля, по социологии Сорвина, «Современные социальные теории» Ритцера. Последний - мой фаворит, но он уже для более продвинутых олимпиадников.
Кирилл Метелёв в г. Нижний Тагил
— Почему ты сделал ставку на обществознание?
— Когда начал заниматься олимпиадами, то первым делом взялся за олимпиадную политологию, так как долгое время мечтал об изучении этой науки в «вышке». Но поскольку олимпиады по политологии относятся именно к обществознанию, то я начал заниматься олимпиадным обществознанием в целом.

— Как получилось, что ты — коренной житель Верхней Пышмы попал в московскую сборную?
— После десятого класса я списался со знакомым «всеросником», проделавшим аналогичный путь, и тот посоветовал поступить в олимпиадную школу в Москве. В итоге я смог поступить в московский лицей. Сначала хотел просто временно поучиться, чтоб взять «всерос», но жизнь в общежитии московского лицея оказалась намного комфортнее, чем в СУНЦ УрФУ. Да и чего скрывать: столица дала много хороших знакомств. Так что сейчас, после «выслуги лет», расцениваю свое решение как правильное.

— Какую премию тебе дали за призерство на «всеросе»?
— Грант мэра Москвы - 300 тысяч рублей. (Для сравнения: за ту же победу в составе сборной Свердловской области Кирилл бы получил 70 тысяч рублей, - прим. Е.М.)

— Как прошел заключительный этап ВсОШ? Насколько было сложно?
— Так как я за полтора года стал сильным олимпиадником, то дойти до заключительного этапа «всероса» проблем не составило. Сам турнир сильно отличался от многих других олимпиад, некоторые задания были  странными по формулировкам и содержанию. Мне не очень повезло с попаданием во многие ключи. Так получилось, что угадать дихотомию «примордиализм-конструктивизм» на пробнике «закла» мне было легче, чем угадать дихотомию «социализм-капитализм» на самом заключительном этапе. Но, к счастью, диплом получить удалось.

— Можешь привести пример странного задания с заключительного этапа?
— Как тебе, к примеру, такая формулировка: «У Шерлока Холмса дома сбилось время на часах, он пошёл к Ватсону в гости, а вернувшись правильно настроил часы. Как он это сделал?». По идее, задача логическая. Правильный ответ был такой, что Холмс рассчитал время дороги от своего дома до дома Ватсона, при этом другие ответы совершенно не учитывались. Я лично написал, что Холмс одолжил у Ватсона наручные часы. Логично? Вроде, да. Но так как этого не было в ключе, балл не засчитали. Я уже не говорю про то, что само задание, согласись, мало связано с обществознанием.

Церемония торжественного награждения победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников в Губернаторском лицее, г. Екатеринбург. 2025 г.
— Как относишься к списыванию на олимпиадах? Сталкивался с таким?
— Думаю, к списыванию никто хорошо не относится. Я знаю о случаях, когда ребята пытались списать олимпиады, однако ни один из них не занял высокие места. Не думаю, что это большая угроза для реально сильных ребят.

— Как ты сдал ЕГЭ?
— Суммарно на 58 баллов. Ну, это тебе для громкого заголовка. Так то я сдавал только русский язык и базовую математику — обязательный набор. К ним я совершенно никак не готовился и даже не знал формат, из-за чего потерял много баллов, просто потому что где-то записал правильный ответ в неправильной форме. По итогу 58 баллов за русский и «пятерка» за базовую математику, которую было бы стыдно сдать иначе, учитывая, что одно время я намеревался поступать на вычислительные социальные науки - это компьютерные моделирование и анализ социальных явлений. Но баллы ЕГЭ вообще ни на что не влияли, ведь призерство на «всеросе» обеспечило мне прохождение в вуз без вступительных испытаний.

— Почему именно Высшая школа экономики?
— Это объективно самый сильный вуз в плане социальных наук в России. Я мечтал о «вышке» с седьмого класса. К разным направлениям присматривался: исторический, философский, социологический факультеты. А на политологии остановился, потому что это, как ни крути, мечта детства, а к тому же среди предметов там есть моя любимая история, в отличие, скажем, от социологии.

— Наконец, хочется узнать о твоем отношении к Верхней Пышме, с флагом которой ты гордо вышел, не взяв при этом флаг Москвы. Какие чувства у тебя к «малой Родине», кто из родных остается на Урале и как часто ты готов возвращаться домой?
Я очень люблю Верхнюю Пышму. Мне зачастую очень долгое время приходилось находиться в Москве, и со временем я неизбежно начинал тосковать по Пышме. В первую очередь я скучал по самому городу, по местным пейзажам, территории и инфраструктуре. Я старался приезжать в Пышму каждые каникулы. Сейчас лето перед учебой в университете — и я тоже в Пышме. Думаю, с началом студенческой жизни будет тяжелее находить возможности для приездов, но надеюсь, они все-таки будут появляться.

Наработав фундамент, очень важно самому хотеть учиться дальше.
Автор: Елизавета Мочалова
© 2025 Олимпиадные. Школьные. Твои
Проект создан обучающимися
Фонда поддержки талантливых детей и молодёжи «Золотое сечение»
Made on
Tilda