Спецпроект:
Глазомер сломался
Почему на школьных “межнарах” Москва больше остальной России?
За последние пару лет Россию отстранили от футбольных и хоккейных соревнований, пловцам и атлетам запретили выступать со своим триколором, а ведущим научным умам перекрыли возможность обмениваться идеями и технологиями с коллегами за рубежом. Но кое-какие контакты с внешним миром поддерживаются через международные олимпиады школьников. Наши талантливые ребята до сих пор колесят по свету и доказывают, что Россия всё ещё конкурентоспособна в области химии и математики, физики и информатики, да и других наук. В число счастливчиков, которым удалось посмотреть мир и в то же время отстоять честь родной страны в совсем еще юном возрасте оказался Георгий Антонов. Кстати, москвичом он стал тоже благодаря своему находчивому уму, но обо всем по порядку…

2022 год. В холодном городе Сыктывкаре девятиклассник Гоша Антонов решил попробовать свои силы во Всероссийской олимпиаде школьников по экономике. К тому времени он уже становился призером ВсОШ по истории, и даже ездил на олимпиадную подготовку по этому предмету в “Сириус”. Однако на экономику у парня были гораздо более серьезные планы. Он начал готовиться к ней в онлайн-школах, а также заниматься самостоятельно, нарешивая типовые задания. Итог – Георгий становится призером ВсОШ, переезжает в Москву и уже будучи учеником престижного лицея, еще два раза выигрывает эту олимпиаду. После очередного успешного “закла” ему поступило предложение поучаствовать в отборе на международную олимпиаду в Баку:

Если говорить про сам отбор, то первая стадия состояла из теста и открытых вопросов. Это была модель реальных заданий “межнара”. Формат походил на задания Всероссийской олимпиады школьников. Потом еще были тесты по финансовой грамотности. Последний этап отбора проходил очно – нам давали кейс на английском языке, который следовало решить за полтора-два часа, после чего презентовать перед жюри. По итогам первого и второго тура были отобраны десять человек. Пятеро из них поехали в Баку, а еще пять добились дистанционного участия  в так называемом открытом треке.

Наверное, многих заинтересовало значение слова “кейс”. Это какая-либо задача, решением которой должен стать проект на определенную тему, в данном случае – на экономическую.


Нам подбирали кейсы от разных компаний, которые нужно было решать, выстраивая их стратегию развития в условиях того или иного рынка при определенных заданных ограничениях. У нас было задание, связанное с российской компанией - модным брендом 12 Stories, ориентированным на женскую аудиторию. Их особенность в том, что они каждый месяц предлагают какой-то комплект одежды. Ну и в целом довольно успешно растут последние несколько лет. Нам нужно было придумать стратегию дальнейшего развития, связанную с экологией, социальными обязательствами бизнеса и взаимодействием с государством. Мы работали с сильными и слабыми сторонами компании, их маркетингом и анализировали их положение на рынке в контексте современных реалий.

Сборная Москвы на церемонии закрытия ВОШ 2025 г.
Чужим слезам не верит…
Итак, Георгий вошел в команду счастливчиков, получивших билет в Азербайджан, на международную олимпиаду. А в ней - сплошь москвичи. Казалось бы, странно, ведь число столичных жителей составляет лишь 1/11 от населения всей страны. Но сам Георгий ничего странного не видит:

— Я, например, родом из столицы, но другой: из Сыктывкара - административного центра Республики Коми. Учился в местном физико-математическом лицее и свой первый диплом по экономике взял, выступая за республиканскую сборную. Потом – Москва и два года учебы в лицее при Финансовом университете. Так и вошел в московскую команду. Перевес в пользу столицы связан в первую очередь с неравенством возможностей. Чтобы выиграть “всерос”, нужно не просто иметь какую-то смекалку и общие знания, следует прицельно и довольно долго готовиться по предмету, чаще всего это занимает от года до трех. К сожалению, на региональном уровне созданы далеко не все условия для качественных занятий. Знаю, что в развитых регионах, таких как Татарстан и Тюмень, существуют сильные школы. Но если судить по моему предмету, экономике, то с подготовкой дела почти везде обстоят весьма плачевно. Единственный выход – онлайн-школы либо репетиторы, что само по себе стоит немалых денег.  В Москве же очень много сильных школ, которые прицельно готовят к Олимпиадам по экономике. Это 57-я школа, лицей № 2 и, конечно, школа Центра педагогического мастерства. Это заведение, которое аккумулирует много учеников-олимпиадников по экономике. Там фактически сильнейшие преподаватели, которые непосредственно готовят к Олимпиаде международного уровня. И таким составом точно не может похвастаться ни один регион России.
По мнению Георгия, для остановки “утечки мозгов” в столицу регионам стоит создавать крупные олимпиадные центры и приглашать московских преподавателей. Параллельно подтягивая и своих собственных. Здесь на данный момент больше всех преуспел Татарстан – по количеству олимпиадников по экономике он наступает на пятки Белокаменной. Но чаще всего ребятам из регионов остается лишь надеяться на интернет и надежность своих репетиторов, либо же выбирать более простой и главное прибыльный путь – переезжать в Москву. Премии столичного мэра за победы в олимпиадах кратно отличаются от провинциальных регионов и доходят до полумиллиона рублей. И финансируются московские сборные на заключительных этапах “всероса” совсем по другому разряду. Это можно было наблюдать весной на “закле” по обществознанию в Екатеринбурге. Огромную по численности московскую сборную, одетую в красивые малиновые бомберы, местные журналисты окрестили “красными муравьями”. Это действительно было зрелищно! По числу сопровождающих лиц это был абсолютный рекорд: тренеры-педагоги, методисты, психологи. Разве что без массажистов обошлось… А вот паренек из Хакассии вынужден был приехать на Урал в одиночку и за счет родителей – денег на дорогу местные власти ему не нашли.

Изучив публикации "Российской газеты", мы выяснили, что за лето 2025 года состоялось семь международных олимпиад для школьников, в которых 39 россиян получили золото, серебро или бронзу. Анализ места проживания этих героев поверг нас в шок: 31 человек вернулся с престижной олимпийской медалью в столичный регион (в Москву, Санкт-Петербург или в Московскую область). И лишь восемь наград (20 процентов) достались "остальной" России. География такая: Владивосток (2 медали), Новосибирск, Уфа, Казань (2 медали), Барнаул, Челябинск... Екатеринбурга, как вы заметили, в этом списке, увы, нет.

О том как бороться с проблемой бюджетного неравенства в системе образования, мы поинтересовались у журналиста “Российской газеты” Марии Агранович:


Никто не будет спорить, что писать олимпиады в Москве проще и выгоднее. В столице однозначно больше возможностей для подготовки. Даже таким крупным университетским центрам как Екатеринбург очень тяжело конкурировать с Москвой. Конечно, обидно, когда талантливый ребенок из региона переезжает в Москву и приносит победы уже столичной сборной. К сожалению, с этой проблемой практически ничего нельзя сделать, ведь центр всегда манил и продолжает манить ребят. Возможно, поможет введение мер поддержки олимпиадников. Это могут быть гранты либо особые условия для поступления в вузы для ребят. Но, я считаю, мы не можем осуждать человека, который переехал в Москву из-за разницы в денежном довольствии.

Мария Агранович
С подготовкой школьников к международным олимпиадам в регионах все плачевно. Обычно этот процесс курируют крупные московские вузы и Центр педагогического мастерства (ЦПМ), также находящийся в Москве и работающий только на юных жителей столицы, ибо финансируют его московские власти. Однако на предложение об организации аналогичных центров в регионах та же Мария Агранович ответила с большой осторожностью:

Казалось бы, вопрос назрел, проблема существует. Но именно в этот момент возникает риск, что если мы пооткрываем аналогичные региональные центры по всей стране, деньги уйдут в песок, ибо их работа будет неэффективной. Возможно такое, что под благовидным, казалось бы, предлогом к этому делу быстро подключатся “недобросовестные руки” и попросту начнуть качать деньги из школьников, их родителей, а прежде всего – из региональных налогоплательщиков. Вопрос эффективности и целесообразности краеугольный, тем более в такой огромной по масштабам стране. При подготовке к соревнованиям высочайшего уровня лучше, полагаю,  ориентироваться на крупные вузовские центры, которые специализированно готовят к олимпиадам. К примеру, к олимпиадам по информатике хорошо готовит МФТИ, биологией занимается химфак МГУ, информатикой – Центральный университет.
Иного мнения Алексей Ручкин - преподаватель олимпиадной истории из Москвы, сотрудник того самого ЦПМ:

В моей сфере – истории – международных олимпиад нет. Но из того, что мне известно о других дисциплинах – физике, биологии, астрономии и так далее – я считаю, что спецальные центры подготовки должны находиться в регионах. Они могут работать в партнерстве с ведущими вузами России, такими как МГУ, МФТИ, МГТУ имени Баумана, МГИМО и другими. Тем более что многие вузы имеют представительства в регионах и обычно налаживают качественную работу с территориями. С другой стороны, можно опираться на кадровый потенциал крупнейших опорных вузов каждого региона. Например, в Свердловской области – это Уральский федеральный университет, обладающий значительным научным и преподавательским потенциалом. Думаю, таких сильных опорных федеральных и региональных университетов достаточно по стране.

Командное фото Георгия Антонова

Наш герой Георгий Антонов характеризует свою самостоятельную подготовку весьма кратко. Он рассказывает, что занимался в онлайн-школах, подтягивал английский язык (должен быть разговорного уровня, так как “межнар” проводится именно на нем), а также сам отрабатывал решения кейсов. Но связующим звеном и главным мозговым центром по подготовке москвичей к школьным олимпиадам международного уровня является все тот же Центр педагогического мастерства (ЦПМ). Это главный координатор олимпиадной подготовки в Москве, который по всей стране славится результативностью деятельности. Талантливые столичные школьники в течение всего учебного года регулярно посещают занятия, интенсивы перед этапами ВсОШ и выездные сборы. Чтобы начать заниматься в именитом центре, нужно успешно пройти диагностические испытания, по результатам которых ученика зачисляют в кандидаты сборной или ее резерв.

В 2024/25 учебном году сборная Москвы взяла 1863 диплома ВсОШ: 332 победителя и 1531 призер. В чем же секрет успеха подготовки ЦПМ? Для школьников из 7–11 классов, у которых ещё не было систематической олимпиадной подготовки, предлагаются базовые курсы – видеоуроки с разбором олимпиадных заданий. Все занятия, лекции и вебинары проводят преподаватели из ведущих вузов страны.

«Наша задача – предоставить качественные материалы для подготовки к олимпиадам каждому московскому школьнику», – гласит надпись на главной странице сайта. Этот лозунг полностью описывает задачу центра, с которой он успешно справляется – дать москвичам преимущества на олимпиадах разного уровня.


Несколько раз в год тренеры сборной проводят сборы по подготовке к региональному и заключительному этапам ВсОШ. В центре используются разные форматы занятий. В зависимости от направления подготовки применяются нестандартные подходы. Например, участники сборной по физике придумывают собственные олимпиадные задачи, после чего задают их друг другу и тренерам. При этом преподавательский состав также впечатляет – на сайте представлены лекторы из ВШЭ, МГИМО, МГУ и других топовых московских вузов.


Также в ЦПМ существует Ассоциация выпускников, у всех членов которой есть олимпиадный бэкграунд. Ребята встречаются и делятся своим опытом. Они помогают усовершенствовать подготовку. В общем, можно сказать, что вся секретная формула заключается в структурированной подготовке и личном подходе к каждому из многочисленной московской сборной.

И если уж думать об открытии каких-либо аналогичных центров “на местах”, то к его деятельности стоит присмотреться внимательнее. В одном из московских СМИ мы нашли цитату научного руководителя ЦПМ Ивана Ященко. Описывая подготовку учащихся столичных школ, лицеев и колледжей, он провел интересную параллель:


— Центр педагогического мастерства порой называют центром олимпийской подготовки. Школьники, которые входят в сборные Москвы и представляют Россию на международных олимпиадах, готовятся как настоящие спортсмены.

Параллель выдержки
Думая, как грамотнее сравнить подготовку “олимпийцев” и “олимпиадников”, мы решили сделать звонок в город Гувахати, что в Северной Индии, где на современной спортивной базе тренируется молодежная сборная страны по бадминтону. Тренеру команды россиянину Ивану Созонову цель моего интервью поначалу показалась странной, ведь, на его взгляд, разница в подготовке колоссальна и общие черты найти практически невозможно. Однако, как показал дальнейший разговор, все не так однозначно.


Иван тренирует сборную уже больше двух лет. За это время он с ребятами успел выиграть много внутренних турниров, а недавно вернулся из Эстонии с серебряными медалями. При этом никаких секретных методик не использует, только, говорит,  стабильные тренировки и ежедневная работа над собой. Именно это, очевидно, важная составляющая и в подготовке будущих победителей международных олимпиад школьников. Во-первых, нужно выдерживать очень четкий график. Индийские спортсмены, благодаря тренеру, пытаются его соблюдать.  

— Разминка и основная тренировка у нас с 8:30 до 11:30. Потом обед, отдых и новая тренировка с 16:00. Далее немного свободного времени перед сном, но даже в эти часы ребята нередко просматривают со мной видеозаписи разных матчей и анализируют игровые ситуации.

Не стоит забывать про питание, ведь как в умственном, так и в физическом труде важно помнить про три волшебные буквы – БЖУ (белки, жиры, углеводы). Но, как говорит Иван, в его команде калории почти никто не считает.


— В бадминтоне нет такого понятия, как «идеальная форма», как, например, в легкой атлетике. Поэтому, по большому счету, мы можем позволить им есть практически все, что угодно, кроме сахара, ведь он оказывает самое негативное влияние на организм.


Следующее, что приходит на ум, когда думаешь о профессиональных спортсменах – железная дисциплина. А если речь идет о ребятах, которые готовятся защищать честь страны на международных соревнованиях, никаких компромиссов быть не может, верно? Иван признается, что здесь как раз не все идеально:


Были нарушения, чего греха таить. Я ловил ребят, которые ходили в клубы, ругал их, докладывал руководству. Там на удивление очень спокойно отнеслись к провинности мальчиков, сказали дать им ещё один шанс. А в  моё время за это бы четвертовали…


Влияние родителей – очень важный момент, хотя индийские бадминтонисты-олимпийцы видят своих папу и маму всего две недели в году:


Это хорошо, когда тебя поддерживают родители, они тоже хотят результатов, но не все понимают грань между тренерством и родительскими обязанностями. Да, вы можете как-то влиять на своего сына или дочь, но полная ответственность за принятие решений должна лежать на тренере. Именно наставник решает, кто с кем играет в паре, какая тренировка будет следующей и насколько интенсивная подготовка ждет спортсменов. Были случаи когда подросток, добившийся значительных успехов в парном зачете, вдруг переходил в одиночку, потому что “так велел отец”.


Ну, и телефоны – о них надо сказать отдельно: 


— Раньше мы забирали у ребят устройства и отдавали только на выходные. Теперь, когда им уже почти по 18 лет, такого не делаем. Но мы, тренеры, достаточно быстро поняли, что лишить телефона – лучшее наказание за любую провинность. Так было до тех пор, пока не узнали, что у ребят есть вторые девайсы.

Таким образом, становится очевидно, что усиливать работу в крупных регионах по подготовке подростков к победам на школьных олимпиадах международного уровня нужно. Но если уж создавать специальные центры и выделять на это федеральное финансирование, то, во-первых, должна быть абсолютно прозрачной система расходования этих денег, во-вторых, следует четко понять коэффициент полезного действия каждого такого центра и, в-третьих, надо продумать внутренний мир  “олимпиадного Хогвардса”, оградив ребят как от негативного влияния на процесс подготовки излишне сердобольных родителей, так и от внешнего влияния “улицы” и дремучего цифрового контента: пожирателя самого дорогого ресурса – времени. Тогда, глядишь, в сводках мировых информационных агентств о результатах международных олимпиад среди школьников будет мелькать не только Москва, но и Екатеринбург.

Merci, Баку!
А теперь представим, что деньги на строительство аналога ЦПМ нашлись и через пару лет его плодотворной работы самолёт с “золотым генофондом ” России вылетел не из “Шереметьево” или “Пулково”, а из аэропорта уральской столицы. О том, что может ждать этих ребят в Баку, нам также рассказал Георгий.

До столицы Азербайджана пять олимпиадников из России добирались прямым рейсом, а расходы на дорогу, проживание и питание поделили между собой уже известный нам ЦПМ и “Альфа-банк”.

Даже избалованные комфортом и современной урбанистикой москвичи остались в восторге от благоустройства Баку.

— У нас  было очень много экскурсий по старому городу, по центру, по музеям. Нас возили на окраины, в Зороастрийский храм, на Горящую гору. Несмотря на многообразие программы, мы также изучали город самостоятельно с командой в свободное время. Сложилось впечатление, что за городом очень хорошо следят. Сделано все, чтобы поразить туриста. Довольно много денег в это было вложено. Большое количество небоскребов, качественно сделанных в самых разных форматах, госпиталь-центр Гейдара Алиева. По набережной Каспийского моря очень приятно гулять. Самое яркое впечатление – большой флагшток с огромным флагом Азербайджана. Кто-то даже говорил, что это самый большой штандарт в мире. Когда вы только приезжаете в город и видите этот огромный флаг, который развевается на берегу моря, остается неизгладимое впечатление. Развернутый на земле, он занимает целое футбольное поле.

Однако долго любоваться красотами прикаспийского города не пришлось. Ребята приехали в Азербайджан чтобы  “себя показать и на других посмотреть”. А посмотреть было на кого…


— На турнире были участники из более чем 50 стран, в том числе ребята из Китая, Японии, Канады, Великобритании, Швейцарии. Мы плотно общались по ходу олимпиады с участниками из Казахстана и Узбекистана,  взаимодействовали с олимпиадниками из сборных Словении и Румынии, подружились даже с одним мальчиком из Украины. Чаще всего мы общались на нейтральные темы, политику не затрагивали. Говорили про Азербайджан, местный колорит. Всем было очень интересно послушать про мою родную республику Коми. Никаких притеснений по национальному признаку мы не ощущали и на награждение выходили со своим флагом и высоко поднятой головой.

И это не удивительно, ведь у истоков создания конкретно этой олимпиады, как оказалось, стоят именно российские экономисты.


— Когда эта олимпиада была лишь на стадии задумки, одними из главных сторонников этой идеи были ученые из Высшей школы экономики, а президентом турнира стал проректор “Вышки” Даниил Федоровых. Поэтому преподаватели этого университета играли и продолжают играть значимую роль в оргкомитете. Но также есть и члены жюри из других стран. Меня лично проверял профессор из США.


На удивление, в заданиях олимпиады не было ничего сверхъестественного. Участникам не предлагали спасти мир от продовольственного кризиса или разработать план годового бюджета какой-нибудь африканской страны.


— Задания не сильно отличались от регионального или заключительного этапа ВсОШ, были вопросы про кредиты, налоги, фондовые рынки. Были качественные задачи, например, на монетарную политику Центробанка, т.е. как работает этот механизм, почему изменение ключевой ставки влияет на изменение ставок по кредитам, как работает кривая доходности, как влияет ожидание людей по инфляции на реальную инфляцию в течение времени. Была задача про мошенническую схему на стриминговом сервисе музыки. Надо было объяснить, в чём она состоит и почему ее заблокировали. Самым интересным был последний тур, поскольку задания нетривиальные. Сама подготовка к нему занимает целые сутки. Потом вы еще защищаетесь перед жюри. У нас темой стало строительство моста между Азербайджаном и Казахстаном в рамках развития торговли между Китаем и странами Европы, то есть экспорт китайских товаров в Европу. Главная сложность состояла в том, что задания были на английском языке.

© 2025 Олимпиадные. Школьные. Твои
Проект создан обучающимися
Фонда поддержки талантливых детей и молодёжи «Золотое сечение»
Made on
Tilda