Закон сохранения мотивации
Фёдор Кузнецов из Москвы впервые заинтересовался химией ещё ребёнком, когда увидел свой первый эксперимент. Этот интерес привел его к учёбе в химическом классе, а после окончания школы он поступил в МГУ, чтобы продолжить путь в науке. Его олимпиадный опыт практически уникален: нечасто один школьник берет победы в двух престижных международных олимпиадах и во ВсОШ за один год.
— Расскажи о своем олимпиадном пути: как узнал об олимпиадах, с кем готовился, какие писал сначала?

— Впервые узнал, что такое олимпиады, от учителя – золотого медалиста международной олимпиады по физике. Он объяснил структуру соревнований. В восьмом классе я готовился под руководством учителей, писал Всероссийскую олимпиаду, дошел до муниципального этапа. В девятом классе участвовал во многих российских олимпиадах, включая “Ломоносов” и “Высшую пробу”. Стал призером. А в 11 классе стал победителем и получил возможность обойти вступительные испытания. Во многом готовился самостоятельно - на высоком уровне это важнее, хотя и наставник остается полезным.


— Как у тебя складывался продуктивный день подготовки?

Я любил изучать химию, поэтому время проходило незаметно. В среднем занимался около четырех часов в день на протяжении трех лет интенсивной подготовки. Бывали как дни отдыха, так и дневные сессии по 10 часов. Летом читал, гулял с книгой и иногда играл в компьютерные игры, стараясь совмещать полезное с приятным.


— Какие разделы химии нравились больше или меньше, и почему?

Неорганику изучать было сложнее всего. Несмотря на многократное чтение учебников, я никогда не чувствовал себя в ней уверенно, всегда кто-то понимал ее лучше. Больше всего нравилась органика — она сложная, но доступна для понимания при определенном усердии. Физическую химию сначала плохо понимал, но после двух месяцев интенсивной работы освоил. Биохимия интересна из-за природы, аналитика нравится за ее логичность и удовольствие от понимания.

— Как обычно питался, и что менялось в рационе во время подготовки к олимпиадам?

Рацион почти не контролировал, он во многом зависел от занятий в спортзале. Основная пища — куриная грудка. Во время олимпиад шоколад становился обязательным продуктом — он помогал «перезарядить» мозг после сложных задач. На этапах турниров соблюдал диету: вода и шоколад в больших количествах.

Федор со своей командой на международной олимпиаде по химии в ОАЭ
—Какие книги посоветуешь начинающим олимпиадникам?

Для начинающих лучше всего подходит «Начало химии» Вадима Владимировича Ерелина. Для 9 класса полезна презентация МГУ по неорганике. Продвинутым рекомендую классические учебники: Третьяков и Гриновуд по неорганике, Ленинджер по биохимии, Реутов - Курц - Бутин, Клайден и Травень по органике. В интернете есть подборки материалов. Хороший ресурс — Beyond Curriculum из Казахстана с подробной программой. В Телеграме полезны каналы «Вопросы по неорганике» и «Мусор Делюкс» для опытных олимпиадников.


—Сколько времени нужно, чтобы подготовиться к олимпиаде и стать победителем?

Многие ошибочно считают, что нужно готовиться два года или с восьмого класса. Это не всегда работает. Например, Виктор Демидов начал в конце 9-го класса, а в 10-м уже занял второе место на “всеросе” и оказался на международной олимпиаде. Значим не только срок, но и качество подготовки. Я начал в седьмом классе и много работал, но среди призеров есть те, кто готовится меньше. Главное – продуктивная и правильная подготовка.

—Какие эмоции ты испытал при победе на Всероссийской олимпиаде, задумался ли ты тогда о международных?

В 9 классе стал призером ВсОШ, но мало понимал международные олимпиады. В середине 10 класса изучил информацию и понял, что хочу туда поехать. Отбор идет через ВсОШ. В 10-м классе старался, но ни на одну международную не попал — либо результаты были недостаточны, либо я был пятым в списке, а ехали четыре человека. 10-й класс стал стимулом для серьезной подготовки к международным олимпиадам.

—Как попал в сборную России? Как проходили занятия?

Для участия в международных олимпиадах нужно выполнить все туры ВсОШ на высоком уровне. Существуют три международных олимпиады: «Альбируни» (Узбекистан), Менделеевская (МГУ) и Международная химическая олимпиада (IChO). Их проводят каждый год в новой стране. В 2025 году Менделеевская олимпиада проходила в Бразилии, команду отбирают из десяти лучших десятиклассников и одиннадцатиклассников. На Международную в начале июня организуют двухнедельные интенсивные сборы с восьмичасовыми занятиями, включая теорию и практику. После сборов проводят отборочную олимпиаду, где и выбирают четырех участников.В 2025 году Международная химическая олимпиада (IChO) проходила в Дубае (ОАЭ).

—Какие чувства испытывал, когда узнал, что едешь на международную олимпиаду? Чувствовал ли ответственность?

После 10 класса очень хотел поехать и взять золото, не мог смириться с пятой позицией. Радость сменялась спокойным удовлетворением. Обещание школе дал спокойно, это стало мотивацией, а не причиной. Настроен был исключительно позитивно.


Федор во время выполнения заданий олимпиады
— Чем отличается подготовка к международным олимпиадам от ВсОШ?

Международные олимпиады очень похожи друг на друга, тогда как российские более разбросаны по темам. К международным нужно знать шесть тем очень хорошо — изучать литературу, решать задачи, углубляться в детали. К ВсОШ приходится готовиться пестро, ко всему подряд, без последовательности. Международные олимпиады позволяют работать методично и целенаправленно. Иногда нужно фильтровать интересный, но несущественный материал.


— Есть ли стратегия перед экзаменом: что решать в первую очередь? Какие-то ритуалы?

В конце августа составляю план подготовки на год с распределением тем. Нельзя идти на тур без шоколадки, перед туром обязательно много сплю (лучший сон был 7 часов в Уренгое, обычно сплю около 10). Следую теории циклов сна и стараюсь спать полными циклами.

It is necessary to choose a visual aid that is appropriate for the topic and audience.
— Ты выиграл две международные олимпиады в 11 классе. Как сочетал подготовку с учебой и сдачей экзаменов?

В 9 классе ходил в школу с официальным разрешением правительства, кроме сборов. В 10-м оформил индивидуальный учебный план с помощью родителей. В начале 11-го занимался дома. По ЕГЭ набрал 327 баллов: по физике 76, по другим немногим выше 80. Специальной подготовки к экзаменам не было.

— Как создают задания на международных олимпиадах? Нужно ли придумывать что-то новое? Как готовиться?

Задачи не требуют изобретать новое. Чаще моделируют ситуации, приближенные к научным открытиям. Например, была задача в форме научной статьи, где требовалось понять структуру вещества. Для меня задача была знакомой, поэтому эффект исследования был слабее. Практические задачи тоже часто моделируются.
— Что нужно сделать для изменения отношения к международным олимпиадам в школе и развития олимпиадного движения?

Нужно показать, что химия окружает нас везде: в организме, природе и промышленности. Важно видеть ее значимость. Для развития движения необходимо привлечь больше участников и качественно передавать опыт новым олимпиадникам.
— Как тебя приняли в Бразилии и ОАЭ? Какие впечатления от организации и экскурсий?

В Бразилии все прошло почти идеально: туры начинались вовремя, приятный климат, красивые места с попугаями и фруктами. В ОАЭ были серьезные организационные трудности: опоздания, более часа ожидания старта тура, технические проблемы, срыв экскурсии – вместо нескольких достопримечательностей посетили только развлекательный центр и с опозданием. Климат в ОАЭ жаркий, ожидание было неприятным.

— На каком языке общались и были задания?

Во время цифрового детокса общение проходило преимущественно на английском, русский забывался. На олимпиаде в МГУ часть жюри говорила по-русски. Международное сообщество разноплановое, языковой барьер есть, однако общение дружелюбное.



Что получил после победы – деньги, опыт, воспоминания, последствия?

Я получил немало премий, общая сумма которых составляет около трех миллионов рублей. Деньги приятны, но важнее знания и умение усваивать информацию, сформировавшиеся за три года интенсивной подготовки. Появились друзья и полезные связи, которые пригодятся в университете. Есть и негатив: сильный дух конкуренции и желание быть лучшим иногда пугают, но при этом мотивируют двигаться вперед.

Как не сойти с ума, осознавая, что химия везде?
Это философский вопрос. Иногда кажется, что все — лишь атомы и волновые функции, и жизненные вопросы теряют смысл. Но можно построить гармоничное мировоззрение, где есть и уважение к людям, и понимание их химической природы.

Иногда кажется, что все — лишь атомы и волновые функции, и жизненные вопросы теряют смысл
Автор: Савелий Ручьев, Елена Гиляурова
© 2025 Олимпиадные. Школьные. Твои
Проект создан обучающимися
Фонда поддержки талантливых детей и молодёжи «Золотое сечение»
Made on
Tilda