Михаил Григорьевич Миронюк, лихо вскочивший на сцену актового зала гимназии номер 40, начал свою речь с того, что у 9-го класса хорошие пробы пера, 10-ый класс был неплох в олимпиадных заданиях первого тура, а от 11-го класса он ожидал большего, так как в том году они блистали. Дальше спикер пожелал ребятам терпения и попросил не переживать по поводу третьего тура, ведь все равно “не поможет”.
Также Михаил Григорьевич добавил, что в первом туре олимпиады были вопросы о власти. Кстати, он с коллегами занимается проектом «Политический атлас современного мира 2.0», поэтому лекция называлась: «Сила, могущество, влияние и власть: как меняется мир после «конца истории».
“История современных европейских государств – история о власти, а не о демократии” – спикер начал лекцию цитатой Ричарда Роуза. Перспективы, у родившихся на этом рубеже 18–19 века, были очень неприятными. Войны сократили население на 3-5 миллионов человек. Пандемии унесли еще больше жизней. Зато те, кто выжили после всех боевых действий и страшных болезней, испытали на себе модернизацию государства. С 1820 по 1912 год экономики государств западной Европы в совокупности выросли в 6 раз. Но потом наступила эпоха беспрестанных катастроф: Первая мировая война, эпидемия испанки, великая депрессия и Вторя мировая война. После этого мир начал переустраиваться.
На этом моменте Михаил Григорьевич переключил слайд и начал рассказывать про совместный проект НИУ ВШЭ и МГИМО, в котором повествуется о том, что случилось в мире за последние несколько десятков лет. Дальше речь шла о современном мире: холодной войне, мировом ВВП и политике. Миронюк подметил, что в отличии от 18-20 веков, сейчас мы несколько лучше представляем то, как можно управлять более сложными обществами, и немного больше знаем, что бывает, когда мир становится менее управляемым. После этих слов он передал микрофон Максиму Игоревичу.